Адрес: Россия, 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Ленина, д. 249, каб. 107
Телефон: 8(847 22) 4-06-31
e-mail: oprk08@yandex.ru
Общественная палата Республики Калмыкия информирует.
В настоящее время сложилась угрожающая, в масштабах страны, ситуация в сфере детского травматизма и смертности на детских игровых и спортивных площадках. Стоит отметить, что это самая крупная по размерам и количеству оборудования инфраструктура активного отдыха, досуга и спорта в нашей стране, которая размещена практически в каждом дворе многоэтажного дома, школе, детском саду.
Существующая детская игровая и спортивная инфраструктура характеризуется тем, что в большей своей части она устарела не только физически, но и морально. Износ оборудования во многих регионах страны достигает 70 - 80%, особенно в системе образования и благоустройства. Многие комплексы не заменялись и не проходили капитальный ремонт с 80-х годов прошлого века.
К сожалению, не исключение в данной сфере и Республика Калмыкия.
За безопасность данной инфраструктуры отвечают муниципальные власти, управляющие и эксплуатирующие жилищный фонд организации, руководство парков, директора школ и детских садов.
Необходимо отметить, ответственные организации и лица в подавляющем большинстве относятся к закупкам и содержанию даннойинфраструктуры по остаточному принципу, так как контролирующие и вышестоящие органы власти не считают этот вопрос значимым и важным.
Повсеместно проверки детского игрового и спортивного оборудования проводятся проверяющими органами без использования существующих норм и правил, а также без привлечения квалифицированных экспертов в данной области. Зачастую за эксплуатацию детской игровой и спортивной инфраструктуры отвечают одни, а за строительство и капитальный ремонт другие, причем эксплуатирующие организации не имеют возможностей влиять на застройщиков и тех, кто проводит капитальные ремонты.
На содержание (эксплуатацию) детской спортивной инфраструктуры в регионе выделяются мизерные средства, а зачастую и вовсе не выделяются.
Остается открытым вопрос проверок на безопасность детской игровой и спортивной инфраструктуры. Насколько систематический характер они носят со стороны проверяющих органов.
Как показывает практика, объекты детской игровой и спортивной инфраструктуры, если и проходят проверку, то формальную. Примером послужила трагедия с гибелью дочери известного певца Романа Жукова на качелях детской игровой площадки во дворе дома в 2012 году. Качели были установлены в конце 90-х, начале 2000-х годов и прошли несколько капитальных ремонтов, которые сводились к покраске оборудования. В 2003 году был принят новый ГОСТ Р 52167-2003, который установил современные требования по безопасности качелей и который не распространяется на качели, изготовленные до 01.07.2004 года. За время установки оборудования сменилось несколько эксплуатирующих организаций (нынешняя управляющая компания управляет пять месяцев), прошло несколько проверок административно-технической инспекции (есть документы проверок) и ни одна организация не указала на опасность использования этих качелей, не потребовала их замены, не заменила опасное для жизни и здоровья детей оборудование.
Особая ситуация сложилась с нормами, регулирующими безопасность детских игровых и спортивных площадок. В первую очередь обращают на себя внимание устаревшие (десятками лет не пересматривающиеся) региональные строительные нормы в части детской игровой и спортивной инфраструктуры. Это в первую очередь отражается на состоянии инфраструктуры дворов многоэтажных домов. Застройщик, исходя из существующих устаревших региональных норм, может устанавливать типовой набор малых архитектурных форм (МАФ), относящийся к требованиям 70-х годов, которые через некоторое время управляющие компании и муниципалитеты за свои средства (средства налогоплательщиков и жильцов) должны поменять на современные формы. В общем объеме строительства благоустройство двора многоэтажного дома в части детской игровой или спортивной площадки не занимает и одного процента от стоимости объекта. То есть, мы изначально во дворе получаем морально устаревшую, не соответствующую современным нормам детскую игровую и спортивную инфраструктуру.
На формирование региональных строительных норм, закупки и ремонт оборудования, эксплуатацию площадок, проверки оказывают влияние нормы, разработанные на федеральном уровне. Все нормы, разработанные и принятые на федеральном уровне (касающиеся детского игрового и спортивного оборудования, эксплуатации площадок) носят рекомендательный характер. Это касается национальных стандартов, нормативных документов в сфере строительства, официальных писем, предложений и рекомендаций профильных федеральных министерств и ведомств. Есть международная практика, которая основана именно на добровольном применении норм, но существуют и особенности в различных странах, переходные периоды, целенаправленные программы по внедрению применения добровольных норм. Никому в развитых странах не придет в голову закупить продукцию, не соответствующую действующим стандартам.
При строительстве, эксплуатации и проверках детских площадок практически полностью отсутствует система общественного контроля, нет практики привлечения профессионального экспертного сообщества к проверкам со стороны государственных и прежде всего муниципальных органов власти.
Результат – закупленное некачественное оборудование, нарушение технологических норм при монтаже оборудования, отсутствие правильной эксплуатации площадок, как следствие - увеличение детского травматизма.
Также хочется видеть в наших дворах хорошо оснащенные площадки с детским игровым и спортивным оборудованием, которое будет изготовлено из качественных материалов и отвечать всем требованиям безопасности и экологичности.
Следует обратить внимание и на то, что значительная часть происшествий на детских площадках происходит по вине родителей, воспитателей, учителей физической культуры, организаторов мероприятий.
Детская игровая или спортивная площадка - это зона повышенной опасности для детей, даже в случае оснащения ее качественным оборудованием, инвентарем и соблюдения всех требований по установке и содержанию. За безопасность детей должны отвечать взрослые. Не должно допускаться присутствие детей на детских игровых и спортивных площадках без сопровождения соответствующих взрослых людей. Требования к эксплуатации оборудования должны быть обязательными к исполнению.
К сожалению, уровень информированности и ответственности родителей оставляют желать лучшего. Многие из них считают, что раз площадка установлена во дворе с разрешения органов власти, значит, вся ответственность на этой власти и лежит. Далеко не на всех игровых и спортивных площадках стоят таблички с «Правилами эксплуатации детской площадки», в том числе с телефонами экстренных служб, телефонами диспетчерской и инженерной службы, с перечнем «запретов» (выгул собак, курение и проч.). Но на данных табличках отсутствует инструкция по технике безопасности, ФИО и контактной информацией лиц, отвечающих за эксплуатацию площадок.
Большинство детских игровых и спортивных площадок не имеют ограждений, препятствующих попаданию детей на автомобильные дороги, включая межквартальные и внутридворовые проезды. На детских игровых и спортивных площадках, как правило, отсутствуют предупредительные знаки о нахождении в нетрезвом виде, выгуле собак с указанием санкций за нарушение.
Эксплуатирующими организациями не проводится разъяснительная и просветительская работа с родителями по вопросам обеспечения безопасности на детских площадках. На данный момент нет информации о практике проведения методических занятий с лицами, отвечающими за спортивное воспитание детей в детских садах и школах.
На сегодняшний день, в целях предотвращения детского травматизма на детских игровых и спортивных площадках, на федеральном уровне разработан и действует ряд документов. Вместе с тем, темпы разработки и принятия стандартов без широкомасштабного привлечения экспертов, анализа существующей базы международных стандартов, в ближайшей перспективе, не могут обеспечить эффективной и оперативной разработки достаточного для обеспечения безопасности количества стандартов. Документы носят рекомендательный характер и не являются обязательными к исполнению. Несмотря на то, что такие документы, хотя и не в полной мере, но позволяют сформировать безопасные решения по строительству и эксплуатации детских игровых и спортивных площадок, практика их применения на уровне региональных и особенно муниципальных органов власти показывает обратное. Региональные и муниципальные органы власти или не пользуются данными решениями, или используют их избирательно и непрофессионально. Продолжаются закупки игрового и спортивного инвентаря и оборудования для общеобразовательных учреждений без учета специальных резиновых покрытий, защиты для стен, шин на оборудование и т.п. Детские сады получают оборудование с использованием склизов (скатов) из черного металла и стоек из необработанного дерева. Повсеместно используются «качели-убийцы» (жесткие подвесы и изготовленные из тяжелых по весу материалов сиденья) вместо спортивно-развивающего оборудования (детские «лазалки», лабиринты, детские игровые тренажеры и т.п.), используются зарытые в землю и покрашенные неизвестного качества краской бывшие в употреблении автомобильные покрышки. Такие примеры встречаются на каждом шагу!
Проблем в сфере обустройства детских игровых площадок масса. Так, имеет место быть отсутствие внимания полиции к детским площадкам как местам массового пребывания граждан.
Часто детские площадки используются хулиганами ипредставителями неформальной молодежи для своих сборов.
Существует проблема использования сооружений детских площадок
алкоголиками и наркоманами. Замусоренность детских площадок стеклотарой от алкогольных напитков, иными предметами сопровождающими распитие алкогольных напитков и употребление наркотических веществ. Сооружения детских площадок покрыты нецензурными надписями и граффити.
Конечно же, имеется в республике и проблема отсутствия необходимого
количества детских площадок и снос имеющихся площадок в связи с активным строительством методом уплотнительной (точечной) застройки.
Изношенность оборудования и его качество – проблема, влекущая за собой серьезные последствия в виде детского травматизма и носящая характер мины замедленного действия.
Из обращений граждан, поступивших в Общественную палату Российской Федерации:
«Площадки старые, сохранились еще с советских времен (…Во дворе дома 28 подъезд 3 стоят качели советских времен без ограничений, дуги шатаются …
Мой сын качаясь сорвался … получил глубокую рваную рану ноги...);
«…На территории площадки все качели еще советских времен в
полуржавом и сломанном состоянии …»;
«….Сооружения и территория пришли в негодность из-за отсутствия ремонтов и надлежащего ухода, …Площадка в ужасном состоянии, все очень старое сгвоздями, дырками …»;
«…Во дворе дома стоит детская площадка очень старая. Качели разваливаются…»;
«… Разрушенные вандалами качели….».
Учитывая изложенное, Общественная палата Республики Калмыкия с целью организации мониторинга текущего состояния детских игровых и спортивных площадок в Республике Калмыкия объявляет об открытии горячей линии «Осторожно! Детская площадка!» с 7 июля по 7 августа 2016 года. В рамках горячей линии просим обращаться по всем вопросам, связанным с отсутствием необходимого количества детских площадок, а также благоустройством имеющихся детских игровых и спортивных площадок в Республике Калмыкия. Фотографии ваших детских игровых и спортивных площадок и их месторасположение присылайте на электронную почту: «oprk08@yandex.ru» или по адресу: г. Элиста, ул. Ленина, 243, Общественная палата Республики Калмыкия.
Телефон горячей линии – 8(84722) 4-06-31.
https://youtu.be/OoqAiqebHec
8 (84722) 4-06-31