12 октября в Ситуационном центре Главы РК состоялся «Час с министром» образования и науки Республики Калмыкия Ангировой Булган Борисовной
12 октября в Ситуационном центре Главы РК состоялся «Час с министром» образования и науки Республики Калмыкия Ангировой Булган Борисовной
12 октября в Ситуационном центре Главы РК состоялся «Час с министром» образования и науки Республики Калмыкия Ангировой Булган Борисовной. В ходе встречи были обсуждены приоритетные направления развития республиканской системы образования.
Публикуем полный список вопросов с ответами со встречи:
1. Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетие науки и технологий. Его основные цели — привлечение молодежи в сферу науки и технологий, вовлечение исследователей и разработчиков в решение важных задач для страны и общества и рост знания людей о достижениях Российской науки. Какие мероприятия проводятся и запланированы в популяризации науки и технологии в регионе?
В целях усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны Президент Российской Федерации объявил 2022-2031 годы Десятилетием науки и технологий в России. Для реализации государственной политики в области научной, научно-технической и инновационной деятельности в республике также реализуются мероприятия Плана в рамках Десятилетия науки и технологий.
Приоритетные направления и задачи мероприятий Десятилетия:
— привлечение талантливой молодёжи в сферу исследований и разработок;
— повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для граждан Российской Федерации.
Основные ожидаемые результаты:
— государственная поддержка научных исследований;
— формирование мотивации обучающихся и студентов к научно-исследовательской деятельности.
Пять научных проектов, подготовленные научными организациями РК, признаны победителями открытых публичных конкурсов на получение грантов РНФ по приоритетным направлениям деятельности Российского научного фонда («Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (региональный конкурс) и «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональных конкурс), проводимых совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Решением заседания правления Российского научного фонда в 2023-2025 гг. гранты Российского научного фонда предоставляются научным группам Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова (4 проекта) и ИКИАТ (1 проект).
2. Оставят ЕГЭ или будет уже другой формат экзамена?
С 1 сентября 2023 года вступил в силу новый Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от апреля 2023 года, который вступил в силу с 1 сентября и действует до 1 сентября 2029 года.
Порядок предусматривает проведение государственной итоговой аттестации:
— в форме единого государственного экзамена;
— в форме государственного выпускного экзамена с использованием КИМ – для определенной категории выпускников: обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся СПО, получающих среднее общее образование, в т.ч. по образовательным программам СПО, интегрированным с образовательными программами основного и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, для экстернов с ОВЗ, инвалидов;
— в форме, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов, с использованием экзаменационных материалов для обучающихся, изучавших родной язык из числа языков народов России и литературу, и выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе для прохождения ГИА на добровольной основе.
Таким образом, хочу успокоить родителей, что изменений по формату экзаменов в ближайшие годы не планируется.
3. Результаты ОГЭ и ЕГЭ есть ли в Республике Калмыкия определенные проблемы?
Результаты ОГЭ и ЕГЭ 2023 года по Республике Калмыкия соответствуют средним баллам ОГЭ и ЕГЭ по всем предметам в Российской Федерации. Что касается ЕГЭ, то следует отметить, что ежегодно традиционно выпускники школ республики показывают высокие результаты по таким предметам как математика профильного уровня, русский язык, обществознание. Средние баллы по этим предметам выше среднего балла в России так, например, остановлюсь на обязательных предметах:
— средний балл по русскому языку в 2023 в республике составил 72,25 балла, а средний по РФ составил – 68,43 балла;
— по математике профильного уровня в республике 60,50 балла, а в РФ – 55,62 балла.
Пользуясь случаем, отмечу, что успешное прохождение ГИА – это и поступление выпускников школ Калмыкии в ведущие вузы России. Есть выпускники, которые не смогли выполнить задания и не преодолели минимальные пороги по обязательным предметам. Доля их значительно ниже, чем в целом по России. К сожалению, как показывает практика данная категория выпускников бывает ежегодно.
4. Почему дети боятся сдачи ЕГЭ и уходят из школ после 9 класса?
Уходить после 9 класса или остаться в школе и продолжить обучение в 10-11 классе – это выбор, прежде всего обучающегося и родителей (законных представителей) выпускника. На сегодняшний день в Российской Федерации отмечается общая тенденция, почти 50 % выпускников выбирают учреждения СПО для продолжения обучения. Считаю, что это связано в первую очередь с тем, что востребованность среднего профессионального образования сейчас велика, а также спектр новых специальностей привлекает детей. Возможность получить среднее профобразование и среднее общее одновременно.
К примеру, Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой ежегодно демонстрирует высокий уровень востребованности среднего профессионального образования, факультет СПО КГУ.
Уверяю вас, что процент детей, которых настораживает или пугает ЕГЭ очень мал. В школах проводят тестирование, анкетирование, результаты которых свидетельствуют об этом. В ходе посещений школ республики я также, при встрече с детьми, интересуюсь этим вопросом.
Обращаюсь к родителям, не стоит бояться сдавать ЕГЭ. Все задания составлены в рамках школьных образовательных программ, в рамках ФГОС. Все процедуры прозрачны. Для ознакомления с процедурой проведения экзамена Министерством ежегодно проводится акция «Сдаем вместе. ЕГЭ с родителями».
5. Как работает программа «Земский учитель» в республике?
Республика Калмыкия успешно участвует в федеральной программе с самого старта проекта, что позволяет ежегодно восполнять педагогические вакансии. Благодаря проекту в школах ликвидировано 37 вакансий, в 2024 г. еще 9 будут закрыты благодаря реализации программы.
6. Очень хорошо, что в республике проходит ремонт школ, а когда это коснется колледжей?
Безусловно, это вопрос актуален. Здания колледжей тоже требуют капитального ремонта. Республика Калмыкия, как и все субъекты Российской Федерации, ждет принятия решения на федеральном уровне.
7. Как у нас в республике организуется отдых детей и их оздоровления?
Летняя оздоровительная кампания в республике обеспечивается в рамках реализации программы «Развитие образования Республики Калмыкия», постановления Правительства Республики Калмыкия об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в Республике Калмыкия.
Так, на примере летней оздоровительной кампании 2023 года хочу отметить, что было задействовано 85 организаций отдыха детей, в том числе 81 лагерь дневного пребывания (далее – ЛДП), организованных на базе общеобразовательных организаций республики и 4 детских оздоровительных лагеря (далее – ДОЛ):Лесная сказка, Березка, Родничок, Джангар.
Общий охват составил 7225 детей, в т,ч,: в ДОЛ – 1460 детей.
Пользуясь случаем, отмечу, что на базе Казачьего кадетского корпуса им. О.И. Городовикова и детского оздоровительного лагеря «Лесная сказка» был организован культурно-массовый досуг с общим охватом 492 обучающихся из г. Антрацит и Антрацитовского района Луганской Народной Республики.
В целом на организацию летней оздоровительной кампании в 2023 году были предоставлены бюджетные субсидии в размере 47 492, 4 тыс. рублей. В рамках межрегионального взаимодействия с федеральными детскими центрами: «Артек», «Смена», «Орленок», «Алые паруса» было приобретено 106 путевок. На сегодняшний день 161 ребенок отдохнул в Республике Крым, 55 - в Краснодарском крае. Еще предстоит отдых 30 обучающимся республики в МДЦ «Артек» в текущем месяце.
8. Почему в школах Калмыкии не хватает учителей математики, информатики, хотя каждый год выпускаются специалисты?
Считаю, что основная причина заключается в том, что профессия учителя математики и информатики является смежной профессии айти-специалиста, в этой связи многие выпускники выбирают для работы айти компании, банковскую сферу, то, что востребовано и относительно высоко оплачивается. Это ни для кого не секрет и вы с этим так же согласитесь. Но как отраслевой министр, отмечу, что на уровне руководства республики многое делается для того, чтобы привлечь молодых специалистов в отрасль образования:
— с 01.09.2022 в целях улучшения условий труда увеличен размер надбавки педагогическим работникам детских садов с 5000 руб. до 7000 руб., выплачиваемых в рамках реализации «майских» Указов Президента Российской Федерации от 2012 г. Увеличение денежных выплат затронуло 1397 педагогических работников дошкольного образования, 88 педагогических работников - дополнительного образования в государственных учреждениях республики;
— с 01.01.2022 увеличен размер подъемных для молодых воспитателей. Вместо действующих 100,0 тыс. руб. молодые воспитатели, устраивающиеся на работу в детские сады г. Элиста, получат 150,0 тыс. руб. И по 200,0 тыс. руб. – в сельской местности;
— с 01.01.2021 в Республике Калмыкия установлены ежемесячные денежные выплаты в размере 5000 руб. молодым учителям до достижения ими возраста 35 лет; увеличен размер региональной выплаты за выполнение функций классных руководителей с действующих 2000 руб. до 4000 руб.;
— и буквально недавно, с 01.09.2023г. в целях поддержки молодых специалистов до 35 лет, в Год педагога и наставника руковдством республики принято решение об установлении ежемесячной денежной выплаты в размере 5000 рублей:
• воспитателям и старшим воспитателям детских садов;
• педагогам дополнительного образования;
• преподавателям и мастерам учреждений СПО.
Министерством утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Комплекс мер, направленных на восполнение дефицита педагогических кадров в образовательных учреждениях республики, в части закрепления лучших выпускников школ республики и переподготовки в рамках совместной деятельности с КалмГУ. Уверена, что принимаемые меры, все-таки, поспособствуют и позволят решить проблему дефицита кадров в системе образования нашей республики.
9. Какая средняя заработная плата молодого учителя в республике?
В настоящее время в республике благодаря предпринимаемым в последние годы со стороны Главы Республики Калмыкия Б. С. Хасикова и Правительства Республики Калмыкия мерам поддержки молодых педагогических работников удалось достичь показателя средней заработной платы молодого учителя в школе на уровне 23-25 тыс. рублей. О мерах по поддержке я уже выше озвучила в своем ответе
10. Какую работу проводит министерство образования и науки РК по обеспечению тьюторами (помощниками) детей – инвалидов при обучении?
В рамках реализации Распоряжения Правительства Республики Калмыкия от 28 января 2021 г. № 13-р «О нормативах затрат на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в государственных и муниципальных организациях Республики Калмыкия, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Республики Калмыкия, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек» для обеспечения работы тьютеров ежемесячно направляются субвенции районным муниципальным образованиям и г. Элиста. В целях профессиональной подготовки тьютеров регулярно проводятся семинары и курсы повышения квалификации.
В республике тьюторское сопровождение обеспечивают 36 педагогов, в том числе городская местность – 20 тьюторов, в сельской местности 16. Они сопровождают в учебном процессе 1 302 ребенка-инвалида. На начало 2023-2024 учебного года по данным Федерального реестра инвалидов (ФРИ) в образовательных организациях республики обучается 1 302 детей-инвалидов, в том числе 432 детей – с ОВЗ.
11. Будет ли перевод материально-технического обеспечения и содержания школ республики с муниципального бюджета на региональный?
Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон от 29.12.2022 № 642-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому разрешено передавать муниципальные образовательные учреждения под контроль региональных властей. Теперь органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются правом распространять свои полномочия в сфере образования, в том числе на муниципальные образовательные учреждения. Я как бывший директор школы понимаю, что данный вопрос требует тщательной проработки и взвешенного решения. Считаю, что перевод школ с муниципального на региональный уровень позволит повысить качество образования, а также решать кадровые и материально-технические проблемы. Данный вопрос еще в стадии рассмотрения и требует комплексного подхода.
12. Какова ситуация с аварийным детским садом в с. Троицкое Целинного района?
Распоряжением Главы Целинного РМО РК № 41-р от 02.03.2021г. утвержден состав Межведомственной комиссии по определению технического состояния здания детского сада «Алтн Булг», которая по результатам обследования здания вынесла решение о прекращении эксплуатации здания.
Здание призвано аварийным, сегодня, 12.10.2023 г., в Арбитражном суде состоится заседание по вопросу полного определения реализации образовательной деятельности дошкольного учреждения.
Заверяю, что данный объект на контроле Министерства, систематически ведется мониторинг организации учебного процесса воспитанников детского сада. Обещаю прокомментировать ситуацию совместно с Главой Целинного РМО РК после официального решения соответствующих служб.
13. Будут ли какие – то новшества по проблемам трудового воспитания в школе?
В рамках реализации обновленных ФГОС общего образования приступали к реализации проекта «Единая модель профессиональной ориентации – профориентационный минимум». На сегодняшний день утвержден перечень общеобразовательных организаций, реализующих профориентационный минимум в 2023-2024 учебном году.
Всего в проекте задействованы 152 общеобразовательные организации, 16744 детей 6-11 классов. Реализация проекта предполагает решение задач, в т.ч. направленных развитие трудового воспитания детей, к примеру, ученики обязаны относиться к имуществу своей школы бережно и поддерживать в ней чистоту и порядок, официально возрождаются дежурства по классу (с дружным подметанием и мытьем полов, поливом растений и протиранием доски, парт и столов).
14. В настоящее время физической охраны школ в Октябрьском районе нет, рассматривается ли вопрос по обеспечению школ района данным видом охраны?
Обеспечение физической охраной в школе относится к полномочиям муниципальной образовательной организации и соответственно учредителя школы - Администрации РМО.
15. Дополнительное образование в Октябрьском районе финансируется из местного бюджета, что не способствует его эффективному развитию, в целях эффективного развития спорта в районе возможно ли решить вопрос о переводе финансирования дополнительного образования на бюджет Республики Калмыки?
В рамках действующего законодательства организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (в том числе соответствующее финансовое обеспечение) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.
Вместе с тем, в рамках мероприятий федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда» НП «Образование» с 2019 года обеспечивается поддержка школам, детским садам, организациям дополнительного образования – оснащение современным учебным оборудованием.
16. В организации дополнительного образования Октябрьского района недостаточно тренеров по основным видам спорта и педагогов технической направленности, имеется ли возможность решить вопрос подготовки данных специалистов и направление их в район?
Соглашусь, да, действительно, данная проблема существует в системе образования. Решение проблемы должно быть не только на уровне Министерства, но и учредителя. К примеру, есть возможность привлечения будущих молодых специалистов в рамках целевого обучения. Что мешает учредителям организовать данную работу, у меня встречный вопрос? Необходимо предусмотреть соц. поддержку, установить персональную стипендию, обеспечить базу для прохождения учебной практики, а затем достойно трудоустроить. Я считаю, что такой подход позволит, все таки, закрепить будущего молодого специалиста у себя в муниципалитете.
17. Выделяемого финансирования для приобретения спортивного инвентаря для школ района недостаточно, будет ли решатся вопрос обеспечения школ района спортивным инвентарем из средств республиканского бюджета?
Вопросы по материально-техническому обеспечению школ относятся также к полномочиям органов местного самоуправления. Вместе с тем, я еще раз повторюсь, что образовательные организации республики начиная с 2019 года активно участвуют в реализации мероприятий федеральных проектов «Современная школа» и «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образования», реализация мероприятий предполагает, в т.ч. обновление материально-технической базы как школ, там и учреждений дополнительного образования детей по всем видам направленностей, в том числе по спортивному направлению.
18. В связи с тем, что наблюдается дефицит кадров в педагогическом сообществе в целом по стране, в нашем районе также не хватает учителей по разным предметам, воспитателей в дошкольных учреждениях. Просим Вас рассмотреть вопрос о распределении выпускников Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова, Элистинского Педагогического Колледжа И.М. Х.Б. Канукова, для дальнейшего трудоустройства в районы Республики Калмыкия.
Закрытие кадровой потребности в педагогических работниках -– одна из приоритетных задач Министерства. Принят ряд мер. Прежде всего, решение данной проблемы видим в организации целевого обучения. В последние годы КалмГУ и пед. колледж заключают трёхсторонние договора с выпускником, с образовательной организацией. Обучение бесплатное, за счёт регионального бюджета, вместе с тем, в соответствии с заключёнными договорами выпускник трудоустраивается именно в образовательное учреждение, которое подписывает договор. Таким образом, выпускник остаётся работать в регионе. В текущем году в пед. колледже студент дошкольного отделения обучается по целевому обучению. В настоящее время разработан проект по переподготовке специалистов. Участники проекта: КалмГУ, отдельные муниципалитеты и Министерство. На перспективу по данному направлению в школах открыты психолого-педагогические классы.
19. В настоящее время по нашей информации в Яшалтинском районе не имеется ни одной сельской школы, обладающей достойной спортивной площадкой. Отсутствует современное спортивное оборудование с безопасным покрытием, что несомненно ограничивает возможности физического развития детей. В свете этого возникает вопрос: планируется ли возведение таких спортивных площадок в ближайшем будущем? Мы осознаем, что оборудование всех школ одновременно представляет сложность. Однако, возможно, можно было бы продумать ежегодную конкурсную систему среди школ, чтобы каждая из них имела шанс представить свой проект и получить внимание к своим нуждам. Путем проведения конкурса мы могли бы выявить наиболее стремительные идей, которые затем могли бы быть реализованы на практике.
В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, проводится обновление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом. В школах, в первую очередь, ремонтируются спортивные залы, создаются и оснащаются спортивным инвентарем школьные спортивные клубы, спортивные площадки.
Создание многофункциональной спортивной площадки, аналогичной созданных в г. Элиста при школах, осуществляется Министерством спорта и физической культуры РК в рамках реализуемых ими федеральных и региональных проектов («Спорт-норма жизни»).
Для рассмотрения включения школы района в данную программу (капремонты спортзалов, создание спортклубов, перепрофилирование под спортзалы, оснащение спортплощадок) необходимо обращаться в Министерство.
20. В последние годы в нашей республике капитально отремонтировано множество школ, и мы несказанно рады этому факту. Но скажите, пожалуйста, есть ли точные данные о количестве школ, которые будут капитально отремонтированы или даже построены в 2024 году? Нас также интересует количество школ, которые планируется отремонтировать именно в Яшалтинском районе в 2024 году и их полный список. Если список уже составлен, мы хотели бы узнать официальную информацию, чтобы сообщить жителям наших сел, что их дети скоро сядут за новые парты в обновленных кабинетах.
В настоящее время ожидаем итоги рассмотрения заявки на капитальные ремонты школ республики в периоде 2024-2026 годах от Министерства просвещения Российской Федерации. Прокомментировать решение не представляется возможным.
По строительству новых школ: в г. Элиста начато строительство новой школы на 600 мест в микрорайоне Молодежный, плановой срок ввода -– 2024 год.
21. Тема физического воспитания крайне актуальна, в том числе в рамках реализации новых положений Федерального закона «Об образовании» в части усиления воспитательной работы в школах. Уважаемая Булган Борисовна, будет ли реализован проект по реконструкции или строительству школьных стадионов. Данное мероприятие позволит использовать школьную инфраструктуру не только ученикам, но и всем желающим заниматься физической культурой и спортом. Это позволит в том числе активно развивать и семейный спорт.
В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, проводится обновление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом. В школах, в первую очередь, ремонтируются спортивные залы, создаются и оснащаются спортивным инвентарем школьные спортивные клубы, спортивные площадки.
Создание многофункциональной спортивной площадки, аналогичной созданных в г. Элиста при школах, осуществляется Министерством спорта и физической культуры РК в рамках реализуемых ими федеральных и региональных проектов («Спорт-норма жизни»).